Как происходит урегулирование убытков по Автогражданке в 2025 году?

1 января 2025 вступил в силу новый Закон Украины про ОСАГО. Все полисы Автогражданки, вступающие в силу с 1 января 2025 года и позже, действуют по новым правилам.
Согласно новому Закону, с 1 января 2025 года все полисы Автогражданки оформляются по следующим условиям:
- лимиты выплат увеличены до 250 тыс грн по имуществу и 500 тыс грн по жизни и здоровью потерпевших;
- "нулевая" франшиза по всем полисам;
- осуществление прямого урегулирования всеми страховыми компаниями, продающими полисы Автогражданки;
- отмена использования коэффициента износа при расчете страхового возмещения;
- выплаты могут производиться как на руки, так и на счет СТО;
- отменен лимит в размере 80 тыс грн по выплатам по Европротоколу.
До конца 2025 года будут действовать полисы Автогражданки, которые вступили в силу в 2024 году. По этим полисам действуют старые условия, которыми не предусмотрены ни обязательное прямое урегулирование, ни отмена использования коэффициента износа при расчете страхового возмещения и т.д. Поэтому в этом году на дорогах Украины часто будут встречаться ситуации, когда у одного из участников ДТП действует полис нового образца, а другого - полис старого образца. Из-за этого может возникать путаница по разным вопросам:
- в чью страховую обращаться потерпевшему - в свою или в страховую виновника?
- учитывается ли коэффициент износа при расчете страховой выплаты?
- какой лимит ответственности страховой компании?
Как в таких случаях будет производиться урегулирование страховых событий? Давайте разбираться.
Существует 4 сценария ДТП:
1) Оба водителя имеют полисы нового образца (вступили в силу 1 января 2025 года или позже)
В таком случае урегулирование будет происходить в полном соответствии с правилами, предусмотренными новым Законом про ОСАГО:
- потерпевший обращается в свою страховую по процедуре прямого урегулирования (если для этого выполнены необходимые условия, которые мы распишем позже);
- выплата производится без учета коэффициента износа – то есть в полном объеме;
- новые лимиты выплат – 250 тыс грн по имуществу и 500 тыс грн по жизни и здоровью.
2) Оба водителя имеют старые полисы (вступили в силу 31 декабря 2024 года или раньше)
Здесь может быть 3 варианта:
- оба водителя, которые стали участниками ДТП, имеют полисы страховых компаний, участвующих в соглашении о прямом урегулировании. В таком случае потерпевший обращается за выплатой в свою страховую. Выплата производится по старым лимитам (160 тыс грн по имуществу и 320 тыс грн по жизни и здоровью). При расчете выплаты применяется коэффициент износа;
- страховые компании обоих участников ДТП не участвуют в соглашении о прямом урегулировании. В таком случае потерпевшая сторона обращается за выплатой в страховую компанию виновника ДТП. Коэффициент износа применяется, лимиты старые;
- страховая компания только одного из участников ДТП участвует в соглашении о прямом урегулировании, в то время как страховая компания другого участника ДТП не является участником соглашения. В таком случае потерпевший также обращается в страховую компанию виновника ДТП. Коэффициент износа применяется, лимиты старые.
3) Потерпевший имеет полис нового образца, виновник – полис старого образца
- потерпевший обращается за выплатой в свою страховую компанию;
- коэффициент износа применяется;
- старые лимиты.
4) Потерпевший имеет полис старого образца, виновник – полис нового образца
- потерпевший обращается в страховую виновника;
- коэффициент износа при расчете выплаты не применяется;
- новые лимиты.
Также важно помнить, что раньше полис Автогражданки можно было покупать с франшизой. Представим ситуацию, что у водителя действует полис старого образца с франшизой 3200 грн. Если этот водитель стал виновником ДТП, потерпевший получит возмещение за минусом не только коэффициента износа, но и размера франшизы. Впрочем, потерпевший имеет право требовать от виновника ДТП вернуть сумму франшизы.
Процедурой прямого урегулирования можно воспользоваться при одновременном выполнении следующих условий:
- в ДТП приняло участие только 2 транспортных средства;
- ущерб причинен исключительно транспортному средству (не причинен вред здоровью);
- оба водителя имеют действующие полисы автогражданки, или полис имеет только пострадавший (в таком случае это должен быть полис нового образца).
Напомним, что прямое урегулирование – это механизм урегулирования страховых случаев, при котором потерпевшая сторона ДТП обращается за выплатой не в страховую виновника, а в свою страховую.
Система прямого урегулирования мотивирует водителей более тщательно подходить к выбору страховщика при покупке полиса Автогражданки. Раньше водители понимали, что по большому счету не имеет значения, в какой страховой покупать полис, ведь если ты стал пострадавшим в ДТП – обращаешься в страховую компанию виновника ДТП, а если стал виновником – потерпевший обращается в твою страховую и тебе все равно, насколько качественный сервис она ему предоставит. При прямом урегулировании водители мотивированы выбирать полис не только по цене, но и по качеству предоставляемого страховой компанией сервиса. Качество сервиса страховой компании определяется тем, насколько удобным, прозрачным и быстрым является процесс осуществления выплаты.