Класс страхования ОСАГО – сущность, способы повышения
Законодательство Украины обязываетвсех водителей оформлять полис обязательного автострахования. ОСАГО страхует гражданскуюответственность автовладельцев перед третьими лицами. При наступлении ДТП уронпотерпевшей стороне покрывает страховая компания, с которой виновник авариизаключил договор. Если автогражданки нет, убытки водитель возмещает изсобственных средств.
Стоимость полиса ОСАГО формируется на основе базовой ставки, к которойприменяются различные коэффициенты. Один из них – бонус-малус (КБМ), системаповышений или скидок к основному тарифу. С помощью такого инструмента страховыекомпании корректируют выплаты взависимости от того, бывали ли страховые случаи у страхователя за определенныйпромежуток времени.
Класс страхования водителя
Цель введения КБМ – выработка единогопринципа простой и объективной оценки уровня рискованности езды каждогоавтовладельца, чтобы в соответствии с этим определять стоимость страховыхполисов OCАГО.
Коэффициент бонус-малус являетсяколичественным отображением степени безаварийности езды. Класс связан со страховой историей: чем больше в ней возмещений поОСАГО, тем он ниже, и наоборот. При каждом оформлении автогражданки страхователюприсваивается уровень безаварийности в зависимости от статистики страховых событийстрахователя.
Классы страхования ОСАГО в Украине
Существует 15 категорий,отображающих безаварийную езду: М, 0 и с первого по тринадцатый. М – наиболее низкий,13 – самый высокий показатель безрисковой езды. Начало водительского стажа иавтостраховой истории – третий класс, коэффициентбонус-малус – единица. Этот уровень присваивается страхователям, впервыеоформляющим автогражданку.
Третья ступень означает, что прирасчете стоимости ОСАГО учитывают тип транспортного средства, марку и модельавто, регион проживания водителя, стаж, но не принимается во внимание историявождения.
Далее действует следующийалгоритм:
· если в течение года страховательне спровоцировал ни одного ДТП, класс повышается;
· если стал виновником аварии –понижается.
Для каждого уровня естьопределенное значение корректирующего коэффициента КБМ. При присвоенииминимального класса М применяется КБМ 2, 45, т. е. ОСАГО стоит почти в 2,5 раза дороже.
КБМ – персональный бонус, онпривязан не к транспортному средству, а к водителю, сохраняется при покупкенового автомобиля. При присвоении класса учитывают число обращений страхователяв СК за возмещением в течение года, возраст и общий водительский стаж. Чем онибольше, чем выше уровень. Значение КБМ пересматривается ежегодно при оформленииавтогражданки.
Связь класса страхования и стоимости ОСАГО
В зависимости от числа страховых случаев, которые произошли в период действияпредыдущих договоров, при оформленииполиса на новый срок применяетсяповышающий коэффициент страхового тарифа с присвоением более низкого уровнябезаварийности.
КБМ – единственный способ снижениястоимости страховки, не считая общие скидки за онлайн-оформление.
Если в полис вписано несколько водителей, то КМБ определяется по самомумолодому и неопытному из них. Для расчета стоимости страховки берется егокласс.
Не все аварии приводят кперерасчету стоимости полисов и применению повышающих коэффициентов. Уровеньбезаварийной езды не понижается, если страхователь попадает в ДТП, но признанне виновным, а пострадавшим от действий другой стороны.
Расчет корректирующих коэффициентов
Изначально водителю присваиваетсякласс при заключении договора. В дальнейшем для расчетов применяетсязаконодательно утвержденная таблица. За каждый год безаварийной езды водительполучает до 5% скидки, но не более половины стоимости полиса.
Для каждого класса рассчитываетсяКБМ. Например, в четвертом уровне безрисковой езды он равен 0,95, в пятом – 0,9и т. д. (по принципу понижения с ростом классности).
Рассчитать свой показатель можносамостоятельно. Для этого к трем (базовый уровень) нужно прибавить количестволет, в течение которых по вашей вине не происходили ДТП. Если аварии были, длярасчета нужно воспользоваться таблицей классов и КБМ.
Некоторые страховые компании на официальных ресурсах размещают таблицы длясамостоятельного онлайн-расчета коэффициента бонус-малус.
Часто случается, что классзанижается. Для добросовестных водителей этот факт неприятен. Ошибки и снижениеуровня безаварийности происходят по таким причинам:
· халатность сотрудников страховойкомпании;
· покупка поддельной автогражданки.Класс при этом не меняется, но и через год не повысится, поскольку полис незарегистрирован в базе МТСБУ;
· технические ошибки, связанные сосменой водительских прав, паспорта.
Если такой случай произошел,автовладелец имеет право обратиться с заявлением в страховую компанию овосстановлении КМБ. При этом потребуется предъявить паспорт, документы о сменефамилии, старые и новые права, справки из МВД Украины о наличии/отсутствии ДТП,старые договоры ОСАГО. Полный перечень требуемых документов можно узнать уменеджера страховой компании.
Если информация о неверномприсвоении КМБ подтверждена, страховая компания должна вернуть вам неправомернополученные средства. В случае отказа произвести перерасчет страхователь можетобратиться с жалобой в Национальный банк или МТСБУ.
Безаварийная езда – способ повысить класс автогражданки
Потерять бонусы гораздо легче, чемприобрести. При наличии дорожно-транспортных происшествий обратный расчетдействует быстрее. Высокий класс водителя при наличии одного ДТП в годснижается сразу на шесть пунктов.
Безаварийная езда помогает автовладельцамсократить расходы на автогражданку. Чем дольше по вашей вине не будут случатьсяаварии, тем выше класс.
В Украине пока нет единой базы учета классности и коэффициентовКБМ. Статистику этой информации ведеткаждая страховая компания. Автовладельцем выгодно обращаться к одному и тому жестраховщику, поскольку в этом случае известна его страховая история, существуетгарантия правильного расчета класса и применения корректирующего коэффициента.При обращении в другую СК доказать безаварийность сложно.
Скидки на ОСАГО за безаварийнуюезду – стимул для водителей соблюдать правила дорожного движения, содержатьмашину в надлежащем техническом состоянии, придерживаться спокойной манерывождения. К автовладельцам с длительной историей безаварийной езды страховщикиотносятся более лояльно, чем к начинающим водителям.