Причины отказа в выплате ОСАГО и действия страхователя

5 хв. 09 мая 2022
Причины отказа в выплате ОСАГО и действия страхователя

Любое проявление отказа – неприятный момент. Автострахование не является исключением. Приобретая полис ОСАГО, автовладельцы надеются, что страховой случай не наступит. Если это произойдет, не стоит отчаиваться: страховая компания покроет ущерб, нанесенный здоровью и имуществу третьих лиц. Нервный стресс и непредвиденные расходы виновнику ДТП обеспечены, если страховщик отказывается выплатить положенное по закону страховое возмещение. В каких случаях это может произойти, как не оказаться в подобной ситуации?

Причины отказа выплат по полисам ОСАГО

Невыплата страхового возмещения может быть мотивированной и незаконной. В первом случае страховщик отказывает на законных основаниях, из-за нарушения владельцем полиса условий договора, неверных действий после страхового события. К таким ситуациям относятся:

· предоставление искаженных сведений о дорожно-транспортном происшествии. Неправдивая информация в заявлении, намеренное преувеличение размера ущерба приводят к негативным материальным и юридическим последствиям;

· алкогольное или наркотическое опьянение пострадавшего в ДТП. Если был пьян и виновник, выносится постановление суда об обоюдной вине, выплаты не производятся;

· ошибки в полисе ОСАГО. При оформлении договора нужно проверять правильность указания типа кузова транспортного средства, государственный номер, место регистрации, год выпуска. При обнаружении ошибок страхователь должен обратиться в СК, чтобы переоформить полис. Если ошибки вскроются при наступлении страхового события, выплаты могут быть отменены или уменьшены;

· использование «автогражданки» не по назначению. Если страхователь приобрел стандартный полис, но эксплуатирует транспорт в коммерческих целях, его ответственность не застрахована;

· несвоевременное оповещение страховщика о наступлении страхового случая. Заявление виновник ДТП должен подать в течение трех дней после происшествия;

· управление автомобилем с просроченным полисом ОСАГО;

· умышленное повреждение имущества, нанесение урона вследствие грубой неосторожности;

· бегство страхователя с места происшествия;

· невозможность доказательства факта наступления страхового события из-за непроведения предварительной экспертизы и оценки ущерба;

· наличие страховки от несчастного случая на транспорте. Ущерб возмещается по полису страхования от несчастного случая.

Кроме того, за причиненный ущерб не возникает гражданско-правовая ответственность в соответствии с законом об «автогражданке».

Описанные случаи могут стать причиной регрессивных требований к страхователю. Но их получение не означает, что придется покрыть убытки из собственных средств. В некоторых случаях размер регрессивного возмещения можно снизить или оспорить действия страховщика в судебном порядке.


Чтобы не оказаться заложником перечисленных обстоятельств, важно изучить все условия договора «автогражданки», выполнить порядок действий при наступлении аварии.

Существуют необъективные отказы в выплатах по договорам обязательного страхования. Они связаны с мошенничеством, отзывом лицензии, финансовыми проблемами, банкротством СК. В случаях безосновательной задержки выплат по ОСАГО, намеренном снижении размера компенсации страхователь имеет право защитить свои интересы.

Заявление о страховом возмещении

Заявление – бланк установленной формы, в котором нужно аккуратно, без ошибок заполнить все поля. Примеры оформления документа на возмещение убытков по договорам обязательного страхования есть на официальных сайтах страховых компаний и других интернет-ресурсах. Подавать заявление нужно в письменном виде уполномоченному сотруднику.

К нему прилагаются водительские права, паспорт, протокол, оформленный сотрудниками ДПС, свидетельство о собственности на авто, фото-, видеоматериалы с места ДПТ, свидетельские показания (при наличии).

Что делать, если страховая компания не выполняет свои обязательства?

Вы приобрели ОСАГО, произошел страховой случай. Потерпевшая и виновная стороны выполнили все необходимые действия. Виновник с соблюдением установленных сроков подал заявление своему страховщику. Установлен и согласован размер убытков, судебное решение предоставлено в страховую компанию. С момента подачи заявления прошло три месяца. Выплат нет. Что делать страхователю?

Существует такие инстанции для обжалования действий СК:

· письменная претензия страховщику. Бывают случаи, когда отказ в выплатах произошел не из-за страховой компании в целом, а из-за непрофессиональных, халатных действий конкретного сотрудника. Жалоба руководителю поможет разрешить конфликт;

· МТСБУ. В функции Моторного бюро входит контроль работы страховых компаний, участников этой организации, качество урегулирования страховых событий по обязательному автострахованию. МТСБУ осуществляет выплаты страхователям, страховщики которых оказались банкротами;

· Национальный банк Украины. С 2020 года он взял на себя часть обязанностей Нацкомфинуслуг, правомочен предъявить претензии СК, которые нарушают права страхователей. Обратиться в ведомство можно онлайн, через форму для обращений граждан на официальном сайте. К заявлению прикрепляются скан-копии документов;

· суд. Для рассмотрения дела нужно предоставить пакет всех документов, переданный в страховую компанию. В иске излагаются обстоятельства дела, перечень требований.

В суде заявитель может требовать от СК не только законную компенсацию по полису, но и возмещение морального ущерба.

Суд – итоговая инстанция, которая может защитить интересы страхователя. Но лучше не доводить дело до затратного судебного разбирательства. Правильные действия страхователя и тщательное изучение договора позволяют избежать отказа в выплатах или добиться справедливого решения в свою пользу.
Последние новости и статьи